Добро и зло

Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса
Кто ни во что не верит, даже в черта назло всем...

Владимир Высоцкий (Песня о переселении душ)



Вопросы веры и религии рано или поздно касаются любого человека.
И я сейчас не про дело Pussy Riot, ни про скандалы с Русской православной церковью или папским престолом.
Мне не хочется ерничать или острить по этому поводу.

Прежде всего потому, что я считаю очень важным уважать ВЕРУ любого человека.

Поэтому я здесь напишу о своей вере, о том, во что верю я. И мне бы хотелось, чтобы к моей вере, все верующие иначе, тоже бы отнеслись с уважением. Договорились?

Я атеист. В том смысле, что не верю ни в Магомета, ни в Аллаха, ни в Иисуса, ни в черта...

Много лет назад от своей мамы я услышал такую фразу: "Человек всё может, если он человек".
Я не знаю откуда эта фраза, но я ее запомнил на всю жизнь. Для меня она стала очень объемной и значимой. Верить в возможности человека и просто, и сложно. Можно ежедневно находить подтверждения своей веры, а можно также постоянно сталкиваться и с опровержениями её.

Но эта фраза многое значила для меня и только для меня. Когда же я пытался объяснить ее внутренний смысл другим людям, мне было очень трудно подобрать правильные слова.

И вот недавно я, неожиданно для себя, нашел простое (и при этом очень глубокое) объяснение своей веры в книге, которую, казалось бы, хорошо знал. Но только слушая аудиоверсию книги, я услышал эти строки совсем по-другому.


Добро в мире — изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель: уничтожить добро. А у добра целей две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, и энергии нужно вдвое. А ее у добра и зла, увы, поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла.

— Где же выход... 

— В силе духа... Боюсь показаться банальным, но именно в ней. Сила эта неизмерима. Просто она еще дремлет, почти не разбужена в людях. А зло бездуховно по своей сути. И потому, верим мы, в итоге обречено...


Это очень точное и емкое определение того, во что я верю.
Я тоже верю в изначальное Добро. И в силу духа. И в то, что люди рано или поздно научатся верить в себя, научатся находить внутри себя силы и энергию на борьбу со злом. 

Ведь человек все может, если он человек!


P.S. Я буду вам признателен, если вы выберете один из трех вариантов оценки этой записи внизу публикации. Просто нажмите на "нравится", "так себе" или "не нравится". Буду рад также любым комментариям (здесь, ВКонтакте, твиттере или фейсбуке).

Комментарии

  1. Анонимный11/8/12 01:17

    С замиранием сердца открывала страницу, увидев анонс.
    Такого не ожидала...
    Спасибо, пап.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный11/8/12 13:12

    «Добро есть то, что способствует жизни, зло — то, что уничтожает ее». Альберт Швейцер (1875–1965)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это тоже хорошее определение! Философские идеи Швейцера для меня очень близко соприкасаются с идеями Ганди: очень многие из них я разделяю!

      Удалить
  3. Анонимный12/8/12 22:55

    Я ,как-то по-старинке,понимаю:добро и зло/как "+" и "-"/-противоположности ...и далее - всё,что вытекает из закона о единстве и борьбе противоположностей...Это - по поводу "изначальности" добра в мире.Путивцев А.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут я рассуждаю просто: цитировать Энгельса в блоге можно, но читать это очень многим будет скучно.
      Читать Крапивина все же намного легче, чем Энгельса :)

      Удалить
  4. Анонимный14/8/12 14:32

    Спасибо, сын!

    ОтветитьУдалить
  5. Саша! Я таки не понял, это ты о "вере", о "добре и зле", как о "понятиях" или всё-таки о своём к этому всему отношении? Если о понятиях - то рассуждать можно долго и спорить до хрипоты и плюсы-минусы ставить сторонникам и оппонентам, а если о своём - то к чему тебе мнение любого читателя?
    Твои "Анонимные" читатели оценили - это и есть главное, наверное. Им то важно знать кого они воспитали и кто воспитывал их...
    А остальные... Тут ведь доходить нужно личным жизненным опытом. Красивыми и мудрыми цитатами, пусть и созвучными внутренним ощущениям, также не передать своей убежденности в чём-либо.
    Ещё немного, и впору самим будет не цитировать кого-либо, а нравоучительно цедить собственные афоризмы "с высоты прожитых лет". А опыт, как и вера (и любовь и надежда) у каждого свои. Как и зло, и добро, и свет и тьма. И бог нам всем судья.
    "Наш не весел разговор, и не ко времени..."
    Посему - "так себе", но за откровенность - спасибо. Лично я вот всеми силами пытаюсь избежать изложения любых своих мнений в блоге, пытаясь ограничиться окололитературными опусами. А то новых статей в УК развелось, и все, как под меня писаны...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В комментариях к твоему блогу написать не удалось, поэтому пишу тут:

      Пессимист видит черный тоннель,
      Оптимист видит свет в конце тоннеля,
      Реалист видит надвигающийся на них поезд!

      (из анекдота)

      Удалить

Отправить комментарий